Юрий ВЕТРОВ, фото автора и фирмы Daimler AG
— Сейчас мы закроем дверь и отведем от капсулы выдвижной рукав — вы не сможете выбраться отсюда самостоятельно. Для обратной связи есть микрофоны. А если почувствуете себя плохо, жмите вот на эту красную кнопку!
Страх, восхищение, любопытство. Именно эти три чувства сменяли друг друга, когда я 15 лет назад первый раз попал в Центр подготовки космонавтов. Но сейчас я не в Звездном городке, а в Зиндельфингене, пригороде Штутгарта, в Центре перспективных разработок фирмы Mercedes-Benz. И проверить в действии мне предстоит не барокамеру и даже не центрифугу, а покоящийся на шести гидроцилиндрах новейший ездовой симулятор.
Первый ездовой симулятор на фирме Mercedes-Benz запустили еще 25 лет назад на полигоне под Берлином. А первым серийным автомобилем, в ходе доводки которого активно использовались виртуальные технологии, стал скандально знаменитый А-класс. О той невеселой истории 13-летней давности с опрокидыванием высоколобого микровэнчика на «лосином тесте» в ходе журналистских испытаний в Зиндельфингене вспоминать не любят. Но урок помнят до сих пор. Виртуальные тесты сейчас проходят только «сырые» оцифрованные прототипы, а вся финальная доводка — только на реальных дорогах!
Всего в мерседесовском Центре перспективных разработок сегодня смонтировано пять симуляторов: три «статических» и два «динамических», включая и эту громадину с 300-тонным основанием длиной 12 метров — по нему линейный электромотор с усилием до 220 тысяч ньютонов толкает платформу, на которой смонтированы шесть гидроцилиндров MOOG, раскачивающих 22-тонную капсулу с автомобилем, где испытатель может ощутить все ускорения на собственной шкуре. Эта «игрушка», функционирующая с июня 2010 года, обошлась Мерседесу в 16 миллионов евро. А общий объем инвестиций в симуляторы, климатическую камеру, аэродинамическую трубу и инфраструктуру испытательного центра за пять лет составил 160 миллионов евро!
Оценить чудо-симулятор и степень достоверности моделирования предлагалось на примере трех упражнений: слалом на скорости 70 км/ч, резкая смена полосы движения на 120 км/ч и маневрирование на скорости 170 км/ч в пределах полосы (нужно было попадать в узкие створы, установленные с небольшим смещением). Скорость нужно было задавать при помощи круиз-контроля, а во время маневров не пользоваться педалями газа и тормоза. Почему? Оказывается, даже такой совершенный симулятор может достоверно моделировать горизонтальные ускорения только вдоль одной из осей! При установке автомобиля в капсуле перпендикулярно направляющим основания правдоподобно воспроизводятся только поперечные перегрузки, а замедление при торможении или ускорение при разгоне заменяются соответствующим наклоном капсулы вперед или назад.
Захожу внутрь. В центре круглого «зала» диаметром около шести метров стоит обычный на вид Mercedes С 200 с кучей чужеродных камер, микрофонов, динамиков и проводов в салоне. Вместо зеркал — мониторчики. Стены вокруг — один сплошной экран. Сел, пристегнулся. А после слов инструктора о том, что я не смогу выбраться отсюда самостоятельно, стал лихорадочно искать еще и шеститочечный спортивный ремень. Убедился, что красная «аварийная» кнопка — прямо под правой рукой.
За инструктором закрылась тяжелая дверь, рукав отъехал. «Можете начинать движение», — раздалось из динамиков. Как и в реальном автомобиле, сначала надо нажать на тормоз, поворотом ключа «запустить» двигатель (естественно, он не работает, а все соответствующие шумы доносятся из динамиков), толкнуть селектор «автомата» в Drive. Как там у космонавтов? Поехали!
Виртуальную проверку плавности хода мерседесовцы проводят на этой подвижной платформе. Гидроцилиндры воспроизводят «неровности» в точном соответствии с виброускорениями, зафиксированными на реальной дороге А это — имитатор неожиданных ситуаций: через него проходят тысячи сотрудников и клиентов, помогая инженерам собирать статистику поведения людей в аварийных ситуациях и проверять эффективность систем превентивной безопасности Один из примеров воплощения в жизнь идей рядовых клиентов — мультиконтурные кресла. На фото — их прототип образца 1996 года с массивным пультом управления
Если не обращать внимания на условную прорисовку пейзажа — полная иллюзия, что едешь на реальном автомобиле! Даже шумы имитируются достоверно: с ростом скорости к бухтению мотора подмешивается нарастающий свист ветра и шинный гул. Секунд десять потребовалось на загрузку свойств автомобиля. И вот я сижу в С-классе, а еду на… Первым загрузили цифровой прототип новейшего Мерседеса CLS перед началом доводки на виртуальных дорогах. У меня еще свежи воспоминания от езды на настоящем купе-седане по серпантинам Тосканы, и потому сравнить ощущения было вдвойне интересно.
Сбиваю пару конусов в слаломе. Все время перекручиваю руль на «переставке». А уж с попаданием в створы на скорости 170 км/ч и вовсе проблема. Нет, ребята, это не CLS, а какая-то ленивая размазня с «пустым» рулем!
Всего за полчаса нашей интернациональной группой из восьми журналистов была выдвинута и обоснована идея автобуса, который может еще летать и плавать. А 27-летний мерседесовский дизайнер Андреас Вольф, чьи родители (поволжские немцы) перебрались из СССР в Германию 20 лет назад, воплотил ее на бумаге еще быстрее. За год в Зиндельфингене проводится 60—80 подобных мозговых штурмов с участием обычных покупателей
Следующий «автомобиль» — тот же CLS-прототип, но уже после доводки в виртуальной реальности: аналогичные настройки шасси, если верить мерседесовцам, имели первые ходовые образцы. Вот это да! Он все делает, как настоящий, металлический CLS. В слаломе чувствуется даже характерная «ступенька» по усилию при прохождении руля через «ноль». И ни одного сбитого конуса. Такой степени достоверности от виртуальной модели я никак не ожидал!
Конечно, даже самая совершенная компьютерная программа не может пока смоделировать все многообразие ситуаций на дороге, все типы покрытия и погодные условия. Но очевидно, что мерседесовцы шагнули в виртуальную реальность гораздо дальше остальных — ни Audi, ни BMW, ни японские или американские производители пока не демонстрировали публике ничего подобного!
Следующим я опробовал симулятор плавности хода. Он представляет собой платформу с закрепленной на ней парой сидений, которую раскачивают и наклоняют по команде компьютера четыре гидроцилиндра. На экран перед седоками транслируется видеозапись, дабы создать иллюзию езды по реальной дороге. Сажусь. На первое мне включают типичный немецкий автобан, скорость 130 км/ч, автомобиль — якобы Е-класс. Никогда бы не подумал, что на ровном автобане так трясет: платформа перемещалась с амплитудой около полуметра!
— Это реальные виброускорения, замеренные нами на трассе А8, что проходит в нескольких километрах отсюда, — флегматично отвечает сидящий за пультом немец.
Потом, когда меня везли на микроавтобусе Viano в аэропорт по этому куску дороги, я специально закрыл глаза, дабы сконцентрироваться только на тряске. Идентичные ощущения!
— А это любимый участок наших испытателей. — Инженер щелкает клавиатурой, и автобан сменяется сельской дорожкой. — Эта бундештрассе находится всего в двадцати километрах от Зиндельфингена.
Яма! Трамплин! Хорошо, что пристегнулся, а то не ровен час вывалился бы из седла. Опять яма! Теперь поперечная болтанка — совсем как на подъездных дорожках Дмитровского полигона. И это Германия? Оказывается, да. Теперь понятно, почему у всех Мерседесов такая выдающаяся плавность хода: в окрестностях Мюнхена, к примеру, таких неровных дорог просто нет.
Потом был кусочек Лос-Анджелеса. А всего в память компьютера заложено около полусотни дорог с характерными для Германии и Америки неровностями. Пытались немцы оцифровать и русские дороги, но...
— Ходов гидроцилиндров для ваших кочек явно недостаточно, — смеется оператор. — А вот парочку китайских дорог мы в ближайшее время в компьютер загрузим.
После «динамических» симуляторов «статичные» модуляторы шумов и освещенности уже не впечатлили. А вот «прокатиться» на третьем симуляторе, представляющем собой неподвижный Mercedes S-класса и экран перед ним, оказалось полезно. Мерседесовцы называют его «модулятором дорожных ситуаций». Двухполосная виртуальная дорога проходит через маленький городок, в котором может случиться все, что угодно: от лихача, проскакивающего перекресток на красный, до детей, внезапно выбегающих на проезжую часть вслед за мячом.
«Вы автомобилем управляете, а не кастрюли вытираете!» — любит повторять тренер Эрнест Цыганков. Но с переходом на штурвалы, как на «концепте» F 800 Style, о классической технике руления придется забыть
Бензоэлектрический гибрид F 800 Style теоретически может пройти на электротяге до 30 км. Но на практике гибрид ездил подзаряжать литий-ионную батарею емкостью 10 киловатт-часов каждые четверть часа
Хорошо, что я не был первым и смог подсмотреть, что за «неожиданность» припасли мерседесовцы для коллег: прямо перед автомобилем из-за припаркованного фургона на твою полосу выруливает легковушка. Типичная ситуация: он не видел тебя, ты не видел его. Что делать? Коллеги инстинктивно тормозили, дергали руль влево и… врезались во встречный автомобиль! А правильный алгоритм состоял в том, чтобы что есть силы ударить по тормозу и плавно сместиться влево в пределах своей полосы. Когда прямо перед тобой левый борт чужой машины, последнее сделать чертовски трудно. Вот так немцы и отрабатывают алгоритмы средств активной и превентивной безопасности, будь то Brake Assist с лазерным датчиком на будущем В-классе или помощник удержания в полосе на обновленном купе CL.
Кстати, в Зиндельфингене привлекают нынешних и будущих клиентов не только к статистическим исследованиям, но и к созданию перспективных моделей. Как это происходит? Один-два раза в неделю собирают 30—40 человек, разбивают их на группы по восемь участников в каждой и дают задание. Например, выдвинуть идею устройства, которое возведет уровень комфорта на новый уровень в 2020 году. Бред? Не скажите. Я поучаствовал в подобной креативной игре. Каждой группе дали доску с восемью листами бумаги. На каждом листе — восемь строк. За минуту надо было вписать в одну строку одну идею. Затем ты сдвигаешься вправо. На листе уже записана идея соседа — ты должен предложить нечто альтернативное. И так — пока не заполнятся все восемь строк в восьми листах. Потом листы режут так, что каждая строка становится карточкой. Карточки раскладывают в стопки по направлениям. Затем группа выбирает направление и лучшую идею, а мерседесовский дизайнер сразу ее воплощает на бумаге! И буквально тут же среди групп устраивается конкурс. Общим голосованием выбирается лучший проект, который имеет все шансы быть воплощенным в серийном автомобиле: из 80 покупательских идей, отобранных в 2002 году, четыре были реализованы в нынешнем Е-классе!
Мерседесовцы говорят, что сейчас, когда вовсю идет мозговой штурм нового Е-класса 2016 года, их креативщики используют тот же метод листов и карточек.
Пощупать прогресс вживую можно было на следующий день — на площадке возле штутгартского аэропорта ездил концепт-кар F 800 Style. Скрипящий электропривод сдвижных дверей, гулкий салонный пластик, специфичный профиль композитных кресел... Одним словом — ходовой макет. Подзаряжаемый гибрид построен по обычной параллельной схеме — 109-сильный электромотор установлен между семиступенчатым «автоматом» и бензиновой «шестеркой» объемом 3,5 л. Запас хода на чистой электротяге — 30 км, но каждые 15 минут машина удалялась на подзарядку литий-ионной батареи. Неприятны и рывки сцепления, отделяющего электромотор от ДВС.
Изюминка подвески Magic Body Control — видеокамера, отслеживающая рельеф дороги в пяти метрах перед автомобилем. По ее командам блок управления точно вовремя приподнимает или опускает каждую из четырех гидроопор пружинной подвески
Машина красивая, но ездит пока плохо. И стереокамера на ней не работала. Зачем она нужна? Первая функция — это распознавание неровностей. Система PRESCAN, управляющая подвеской, была еще у концепт-кара F 700, показанного три года назад на автосалоне во Франкфурте. А через год-два PRESCAN получит серийное воплощение на новом S-классе и будет именоваться Magic Body Control. Жаль, что опробовать волшебную подвеску в действии не удалось. Зато я смог поездить за рулем S-класса, который не только сам тормозил и разгонялся, но и на скорости до 40 км/ч поворачивал вслед за впереди идущей машиной! И все благодаря стереокамере. В круиз-контроле нового поколения она ведет автомобиль на пару с двумя радарами. А ориентиром для нее служит номерной знак машины-лидера: электроника центрирует автомобиль именно по нему. Разумеется, без электроусилителя руля машина сама поворачивать не может. Поэтому на новом S-классе появится не только стереокамера, но и электроусилитель.
Что же, если будущий S-класс получит полноценный автопилот, то Mercedes наконец-то опередит и BMW, и Audi. Или это просто симуляция?